Left 4 Dead
- Жанр: Action
- Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
- Разработчик: Valve Software
- Издатель: Valve Software
- Издатель в России: Акелла
- Локализатор: Акелла
- Дата выхода: 17 ноября 2008
- Официальный сайт игры: www.l4d.com
- Минимальные требования: 2,5 ГГц, 1 Гб, 128 Мб видео
- Рекомендуемые требования: 3 ГГц, 2 Гб, 256 Мб видео
Согласно
последней моде многопользовательский шутер, как известно, должен бесплатно качаться
из интернета, запускаться в браузерном окне и жить за счет рекламы. К нашему счастью, Valve выбрала свой, более крутой путь: вот уже несколько лет они продают
под видом новых игр модификации Half-Life 2. И никто, заметьте, слова
плохого не сказал.
Заткнись и мутируй
геймплей Left 4 Dead заменяет этой игре сюжет, драму и
вообще все остальное. Все, что тут нужно делать, —
это играть.
Стартовый
расклад ничем не отличается от Team Fortress
2: выжившие (их,
напоминаем, четверо) оказываются в комнате, где на стеллажах разложены предметы
первой необходимости. Снарядившись, четверка может спокойно выходить вон. К
слову, в текущей версии можно не торчать в комнате полминуты, а при желании
выбегать навстречу врагу хоть в трусах, достаточно лишь снять железный засов и толкнуть
дверь — и гори все синим пламенем. В отличие от Team Fortress 2, количество предметов в
стартовой комнате строго распределено между игроками, так что возвращаться в
нее за подкреплением бесполезно. К тому же, когда вам понадобится что-нибудь из
ларца, вы наверняка будете уже слишком далеко.
|
Старик
окружен, телевизионщики хладнокровно следят за происходящим с
вертолета. Впрочем, четыре зомби в Left 4 Dead — это вообще не угроза. |
Культурную
программу квартета определяет так называемый режиссер, управляемый
искусственным интеллектом. В зависимости от скорости передвижения игроков по
карте и их местоположения игра пытается сделать жизнь выживших как можно
интереснее. Переступив порог стартовой комнаты, не стоит ждать мгновенного
нападения, с большей вероятностью вы обнаружите за дверью самых бесполезных
представителей популяции зомби — они ведут отрешенный образ жизни, мало
передвигаются и часами могут смотреть в одну точку. Не в пример этой
классической модели основная масса зомби в Left 4 Dead предпочитает передвигаться бегом, как в «28 дней
спустя». Первые ласточки появляются уже спустя минуту, но и они проблем не
вызывают, таким хватает одной-двух пуль в корпус или нескольких ударов
прикладом.
Противники
тут делятся на две категории — обычные зомби и боссы, вследствие непонятных
химических процессов мутировавшие в нечто более крутое, чем обычный бегающий и
ничего не понимающий труп. Несмотря на то что Valve неоднократно акцентировали внимание на силе боссов,
за тот час, что мы провели с Left 4 Dead, гораздо больше проблем
доставили обычные плотоядные.
Выглядит
это примерно так: пятый этаж больницы, мы ждем лифт, чтобы добраться до крыши,
двое немного ранены, но обстановка настолько спокойная, что никто даже не
следит за отсчетом этажей. Лифт уже вот-вот… и в этот момент из-за угла
выбегает, натурально, 60-70 единиц врага, а чуть погодя появляется еще 30-50 —
из приехавшего лифта. Мгновенно в Left 4 Dead не умирают: помимо 100% здоровья,
у игрока есть еще так называемые 300% выживания — в
том случае, если он попал в лапы зомби, у него есть шанс или дождаться помощи,
или собственноручно отпихнуть тварь. В общем, возвращаясь к переплету у лифта,
спустя пару минут наша доблестная команда прекратила свое существование под натиском
обстоятельств и чужих челюстей.
Пластическая хирургия |
Valve учинили пластическую операцию
всем ключевым героям Left 4 Dead, заменив их героические образы
на повседневные. Публика как-то не оценила, но мы считаем, что в контексте
нападения зомби обычные, ничем не примечательные люди в качестве четверки
выживших — это меткое решение.
|
Семейство плотоядных
|
Тут
больше значения уделено мощности оружия, чем разбросу пуль. Снайперская
винтовка, в отличие от всего остального, может прошивать насквозь сразу
несколько тел. |
Как
явствует из вышесказанного, подрядившийся работать режиссером AI весьма сносно
и быстро моделирует семь кругов ада в комнате размером не более 3x4. И это без
участия пресловутых боссов. Впрочем, решение любых проблем, которые может
создать нам Left 4 Dead, заключается в трех словах — взаимопонимание, спокойствие
и сноровка. Если Counter-Strike или Team Fortress являются
командными играми по определению, то Left 4 Dead без командной игры просто
теряет смысл. Играть в него одному нельзя не потому, что «вы не прочувствуете
всей атмосферы» и т.д., а потому, что в обойме винтовки всего 30 патронов,
перезарядка занимает полторы-две секунды, и вообще человек не может стрелять в
четыре стороны одновременно. Еще одна пара рук в Left 4 Dead играет решающую роль: вовремя
подоспевший напарник может помочь отбиться от зомби (а когда вас зажимает босс,
сделать это в одиночку почти невозможно), подлечить своей аптечкой, в конце концов,
вытащить вас, цепляющегося буквально ногтями за карниз 30-го этажа больницы.
Командное
противостояние зомби —
это, вообще, довольно
свежая ситуация: если сила врага не в качестве, а в количестве, правила
меняются до неузнаваемости. Зомби могут нападать помногу и очень неожиданно, но
после нескольких попыток можно поймать какое-то чувство ритма. Несмотря на то
что AI старается каждый раз разыграть новый сценарий, поток бегущих зомби порой
напоминает бурную реку, из которой при желании можно выбраться и наблюдать за
течением с берега. В этом случае двое игроков могут выступать в роли приманки,
а другие — отстреливать нападающих в спину.
Говоря проще, обычные элементы командной игры здесь также приходятся ко двору. Команда
всегда состоит из четырех человек, и, как правильно подметил сценариcт Left 4 Dead Чет Фальсцек, «если у вас нет
друзей — их заменят боты».
Карты
или, по аналогии с Counter-Strike, радара здесь нет, вместо них
чувство локтя поддерживают маркеры, позволяющие видеть коллег сквозь стены. Решение,
на первый взгляд, не самое обычное, но достаточно вспомнить, что большинство
локаций в Left 4 Dead имеют по несколько уровней/этажей, и маркеры видятся
наиболее логичным вариантом.
|
|
О реальной силе боссов мы пока можем только догадываться — в предложенном нам сценарии они уступали простым толпам зомби. |
Реакция зомби на свет фонарей и звук вроде бы есть, но до некоторых докричаться довольно сложно. |
* * *
Если специфика игры за выживших
уже вполне ясна, то вот что там с боссами-зомби, до сих пор осталось непонятно.
Сегодня, за несколько месяцев до релиза, Left 4 Dead выглядит очень просто и
ненавязчиво, с бешеной динамикой и тоннами мясокровищи. Более того — такой игра,
скорее всего, и останется. Уже известно, что проект будет развиваться по схожей
с Team Fortress 2 системе, с щедрыми обновлениями раз в несколько
недель и даже отдельными роликами про каждого героя.
|